ЭЛЬФИЙСКИЕ ДОЛЫ
«Отвергнув людскую цивилизацию, дикие эльфы поклоняются своим лжебогам и, по слухам, занимаются своим особым колдовством.»― Брат Дженитиви, "В поисках знания: Путешествия церковного ученого"
население: 20,000
географическое положение: юго-восток Орлея, запад Ферелдена
Дол ныне - стоянка кочующего эльфийского клана.
Местонахождение - чаще всего, кланы останавливаются в лесах, возле древних эльфийских руин. Ни одна стоянка не длится дольше десяти лет. О своем размещении долийцы предпочитают не распространяться. Отношение к чужакам, узнавшим о расположении клана, чаще всего, враждебное.
Численность клана - не более двухста особей.
Существует порядка десяти главенствующих кланов
Долы ранее - земли эльфов, простираются на юго-востоке Орлея и к западу от прохода Герлена в Ферелдене. Они размером примерно с баннорны, находящиеся в Ферелдене. С южной стороны Долы окружены тундровым лесом, называющимся Дебрями Арбора, с востока Морозными горами и морем Пробуждения с севера. Они находятся в тени горной цепи Морозных гор, где не слишком много осадков и практически нет крупных рек, поэтому большинство современных поселений людей находятся вдоль побережья.
В то время, пока Долы были домом для эльфийской расы, их столицей и единственным городом был Халамширал на северо-востоке.
Ныне эти территории принадлежат Орлею; и хотя численность эльфов на этих землях велика, но долийцы не управляют этими землями.
История Долов
Основание Долов
После падения цивилизации Элвенан под силами Тевинтерской Империи, последовали века рабства, на протяжении которых эльфы потеряли большую часть своего языка, истории и знаний. Однако когда Андрасте и её муж Маферат возглавили армию варваров в походе против Тевинтера в 1020 ТЕ, эльфы-рабы под командованием Шартана восстали и помогли в сражениях против своих хозяев.
Шартан был убит, когда Андрасте предали Тевинтеру, но в 1025 ТЕ Маферат и сыны Андрасте отдали эльфам Долы в награду за помощь в войне. В то время Долы были границей территории Тевинтерской Империи и поэтому были населены лишь варварами Ферелдена с другой стороны Морозных гор. Освобождённые эльфы пешком отправились в свой новый дом из Тевинтера. Впоследствии это путешествие было названо «длинным путём». Многие погибли по пути, но те, кто выжил, основали город Халамширал — «конец пути». К путешественникам присоединялись эльфы со всего Тедаса и начали восстанавливать свой забытый язык, религию и историю.
Падение Долов
«Но это был ещё не конец. Сначала церковь направила в Долы миссионеров, а потом, когда их вышвырнули вон, храмовников. Нас изгнали из Халамширала, и пришлось рассеяться по земле. Кто-то из эльфов нашёл убежище в шемленских городах, где приходится влачить убогое существование и терпеть всеобщее презрение.»
В попытке восстановить потерянное величие Элвенана, эльфы отрезали себя от своих соседей — людей. Во время Второго Мора, который длился большую часть Священного века, эльфы Долов оставались нейтральными и бесполезными. Когда город Монтсиммар поблизости был уничтожен порождениями тьмы в 1:25 Священного века, утверждается, что эльфийская армия просто наблюдала за этим. Частично из-за этого в конце Мора возросла неприязнь между Долами и Орлеем. Пограничные стычки переросли в полномасштабную войну, во время которой эльфы напали на орлесианский городок Ред Кроссинг в 2:9 века Славы. Однако это была только причина для того, чтобы Церковь, которая была недовольна поклонением эльфийскому пантеону, разожгла ненависть и страх к эльфам, распространив ложные слухи о человеческих жертвоприношениях в честь эльфийских богов. К 2:10 века Славы эльфийские силы захватили Монтсиммар и были на пороге Вал Руайо.
С этого момента Церковь начала священную войну против эльфов, которая стала известна как Священный поход на Долы. Когда эльфы разграбили Вал Руайо и вошли в земли людей, Халамширал был завоёван и эльфы были полностью разбиты к 2:20 века Славы. Эльфы, согласившиеся на предложение Церкви принять веру в Создателя и заселить в человеческих поселениях трущобы, называвшиеся эльфинажами, стали городскими эльфами. Однако некоторые эльфы отказались отвернуться от своей веры или мечты о собственном доме. Они стали долийцами, взявшими название своей второй родины и пообещавшими сохранить эльфийский язык, знания и религию.
Связи между долийскими кланами:
И пусть с тех пор, как пал Арлатан, древние боги не слышат нас и не отвечают нам, мы продолжаем к ним взывать, чтобы однажды они о нас вспомнили.
Раз в десять лет мы собираемся в Арлатане, чтобы пересказать древние повести и тем продолжить их жизнь. Ибо когда людские королевства падут, мы должны быть готовы научить остальных, что значит быть эльфами.
— Гишарель, хранитель клана Ралаферин долийских эльфов.
Обычай долийских эльфов раз в десять лет кочевать всеми кланами в Лес Арлатан, что неподалеку от Антивы, в Северном Тедасе, является почтением памяти тех древних эпох, когда эльфы жили очень долго, населяли весь Тедас и, до прихода людей из Пар-Воллена, являлись могущественной расой.
О Арлатане и древней империи эльфов
Эльфийское летосчисление начинается со времён основания Арлатана ― за 8400 лет до начала Века Дракона. Все эльфийские земли именовались - Элвенан и сосредоточением всего могущества эльфов, столицей являлся город Арлатан.
Жизнь древних эльфов была размеренной: бессмертным не было нужды торопиться. В поселениях эльфов можно было увидеть галереи и амфитеатры, в которых эльфы могли скоротать часть отведённого им бесконечного времени. В центре мира стоял великий город Арлатан — средоточие знаний и место для бесед, куда лучшие эльфы древности стекались, чтобы обменяться знаниями, повидаться со старыми друзьями и поучаствовать в диспутах, длившихся десятилетиями.
Когда эльфы начали становиться смертными, мертвых приносили в погребальную камеру со всеми положенными почестями и укладывали на кровати с атласными простынями и мягкими подушками. Потом мертвых омывали, а маги сжигали их внутренности.
В те времена, когда эльфы не старели, старейшие в какой-то момент уставали от жизни. Воспоминания становились для них непосильной ношей, и, не зная покоя, они "отступали в сторону", отдавая роль старейшин рода своим преемникам. Это называлось утенера, или "долгий сон". С появлением людей и последовавшим ускорением жизни эльфов обряд утенеры начал забываться, а после падения Арлатана был окончательно забыт.
Первой причиной падения древнейшей империи в Тедасе стали внутренние разногласия эльфов - главной кастой являлись маги-сновидцы; подчинение всех иных эльфов им было безоговорочным. Эльфы, не наделенные магическим даром, были в положении, не лучше рабов в современном Тевинтере или жителей эльфинажа в Орлее. Это и послужило началу междусобиц среди древних жителей империи Элвенан.
После того, как эльфы стали изменяться, подвергаясь "болезням шемленов" ("шемлен" - человек) - старости и слабости, эльфы попытались отгородиться от людей и прекратить всякие связи с ними. Однако, попытка эльфов изолировать себя только ускорила расширение Империи Тевинтер ― всё больше территорий было захвачено, всё больше эльфов было порабощено. От эльфийских пленников первые "сновидцы" научились использовать лириум для входа в Тень, и эти сновидцы позже стали первыми тевинтерскими магистрами. Земли эльфов пали, покоренные Империей Тевинтер и столица - Арлатан, была разрушена.
После того как Пророчица Андрасте освободила эльфов из рабства, многие из них попытались восстановить по крупицам сохраненные знания, но, слишком многое оказалось утрачено: артефакты прошлого, свидетельствующие о могуществе расы, ушли под землю (большинство эльфийских руин и артефактов находятся ныне под землями орлессианских территорий); магия эльфов, как и одаренные дети, становились всё более редким явлением, история народа сохранилась лишь искаженными легендами... после Священного похода на Долы, кланы окончательно рисковали потерять связь друг с другом, а потому пришли к договоренности собираться раз в несколько лет на исторической родине, чтобы обменяться знаниями и помогать друг другу. Так как ни одно государство ныне не позволяет эльфам надолго оседать на своей территории (исключением является Ривейн, где в городе Лломерин существует практически постоянное поселение долийцев), кочующие кланы подвергаются многим угрозам, но продолжают выискивать знания древности, в надежде восстановить былую мощь своего народа.
На каждом Арлатвен - Собрании Кланов, который длится не более пары суток, хранители обмениваются не только знаниями и вещами - существует обычай передавать из клана в клан одаренных детей, поскольку только эльфы-маги могут быть Хранителями Клана.
Быт долийцев:
Долийские эльфы ведут кочевническую жизнь, странствуя по всему Тедасу. Кланы восходят к правящим кланам Долов и сами долийцы – их потомки. Из-за этого они считают, что имеют «чистую» кровь со времён Арлатана. Долийские эльфы пытаются восстановить, унаследовать и сохранить знание и священные сокровища двух падших королевств, и для этой цели ищут древние эльфийские руины, где может таиться опасность. Они всё ещё поклоняются эльфийскому пантеону и каждый член племени имеет татуировку, как символ выбранного бога на своём лице.
Они путешествуют вокруг наиболее удалённых мест Тедаса в покрытых каретах-аравелях, с большими треугольными парусами на крыше и рулеподобными устройствами сзади. Эти кареты перевозятся галлами - священными эльфийскими животными, огромными оленями. Клан, потерявший своих галл, практически обречен, а потому забота о животных становится едва не первостепенной задачей для кочевников.
Долийские эльфы также известны как единственная раса, изготовляющая изделия из железной коры, уникального материала. Он сильный и лёгкий как сталь и используется для изготовления оружия и других предметов одежды, таких как амулеты. Эти вещи, так же как и резные рога галл, высоко ценятся и часто используются в торговле с людьми вещами, которые они не могут сделать сами, например, металл, который необходим для оружия.
Долийские эльфы обычно живут сами по себе и избегают людей, когда это возможно, но время от времени встречают людей-путешественников или приближаются к человеческим поселениям для торговли. Боясь, что эти встречи будут жестокими, долийские кланы уходят раньше, чем появится настоящая угроза со стороны людей, но они часто всё ещё желают остановиться. В долгом путешествии, враждебность к людям часто заканчивается плохо для эльфов, особенно если королевство решает, что определённый клан становиться большей проблемой, чем надо.
Долийцы живут по правилам, известным как Вир Танадал, что означает «Путь трёх древ». Он состоит из трёх частей:
Вир Ассан ("Путь Стрелы") – неуклонное достижение цели.
Вир Бор’ассан ("Путь Лука") – гнуться, но не ломаться.
Вир Адален ("Путь Дерева") – вместе мы сильнее, чем по одному.
Структура общества:
Хранитель - лидеры долийских эльфов и в духовном смысле, и в общественном. Однако они не являются правителями. Семьи в клане слушаются своего хранителя из-за его мудрости, а также следуя традициям. Хранители ответственны за сохранение, собирание и запоминание истории клана и эльфов, которой делятся с другими членами клана. Без хранителя знание клана будет навсегда потеряно.
Хранителями могут быть только долийские маги, хотя каждый клан редко имеет больше двух магов. Обычно эти маги – хранитель и его ученик.
Церковь, обычно, закрывает глаза на то, что в каждом эльфийском клане существуют маги-отступники, хотя иногда храмовники устраивают охоту за Хранителями и Первыми.
Первый Хранителя - "следующий по наследству" - одаренный эльф-маг, который обучается у Хранителя клана, чтобы после смерти того, заменить его. Хотя в одно и то же время в клане может быть только один Первый, на ученичество могут претендовать сразу несколько кандидатов. Часто, когда в клане оказывается больше двух магов, мага могут перевести в клан другого Хранителя во время Арлатвена.
Старейшина - формальный глава клана, ответственный за принятие всех решений, касающихся быта и обеспечения безопасности клана. Обычно, избирается из числа уважаемых эльфов клана. Должность пожизненная.
Мастер - долиец, уважаемый член общества, занимающийся тем или иным ремеслом и достигший значительных успехов в нём. Обычно мастерами являются кузнецы, шорники, швецы и ткачи, а так же мастером называют эльфа, смотрящего за галлами.
Мастера являются и торговцами, хотя торговлей с шемленами может заниматься старейшина, говоря от лица своих мастеров и предлагая их цены.
Охотник - так как долийцы не останавливаются нигде надолго, единственными способами добычи пропитания являются охота и, отчасти, торговля. Охотниками является большинство членов клана.
Долийцы не распределяют обязанности между мужчинами и женщинами, а потому эльфийские женщины равны в правах с мужчинами и могут быть кем-угодно, сообразно способностям.
Дети у долийцев рождаются редко, а потому ребенка будет всячески опекать и учить, поскольку выживание является первейшей задачей для каждого кочующего эльфа. Дети-маги - сокровище клана, отношение к ним, зачастую, трепетное, хотя одаренных и сторонятся, побаиваясь способностей. которые ребенок еще не умеет контролировать.
Культура долов:
- Эльфийский язык - Как и в случае со знанием, большая часть языка и письменности была потеряна после падения Элвенана и продолжительного эльфийского рабства. Но некоторые слова и словосочетания сохранились и по сей день используются эльфами, преимущественно долийцами. В целом, на языке древних эльфов невозможно разговаривать, поскольку он фрагментарен, поэтому эльфы используют фразы с него или лишь отдельные слова, тщась возродить речь.
- Отношение к магии - долийцы полагают, что без магов их кланы станут слишком уязвимы к опасностям внешнего мира, а так же - лишь маги могут быть хранителями знаний, поскольку сами их приумножают и используют. Магия эльфов не структурирована и долийцы не особо щепетильны в средствах - известны случаи, когда Хранители были малефикарами, хотя, в целом, связь с демонами порицается.
- Валласлин, письмо на крови — так долийцы называют сложные татуировки, наносимые на лица всем взрослым членами клана. Когда долиец достигает совершеннолетия, он готовится получить Валасслин, медитируя о богах и пути долийцев, и очищая тело и кожу. Когда время прихдит, Хранитель клана наносит кровавые письмена. Это делается в полной тишине. Крики боли воспринимаются как признаки слабости. Если молодой эльф не может стерпеть боль от письма на крови, то он не готов взять на себя обязанности взрослых эльфов. Хранитель может остановить ритуал, если решит, что эльф не готов получить Валасслин. Это не считается позором, ведь все дети разные, а древние эльфы могли прожить несколько столетий, прежде чем их признавали взрослыми.
Эльфийский пантеон
Эльфийский пантеон включает пять богов и четыре богини, которых долийцы называют «Создатели». Во главе пантеона — Эльгархан, Отец Всего, бог отцовства и мести, и Митал — Великая Защитница, богиня материнства и справедливости. В эльфийской мифологии есть также отсылка к другой расе богов, названной «Забытые», - это боги зла, с которыми боги эльфийского пантеона борются в бесконечной войне. Эти боги известны ныне как Забытые, и не зря, поскольку даже эльфийские старейшины практически ничего не знают о них. По легенде они, наряду с богами эльфийского пантеона, оказались в ловушке вне мира во времена падения Арлатана. Говорят, что лишь Фен’Харел мог спокойно переходить из одной группы в другую. И оба пантеона принимали его как своего.
Эльфийские боги и сотворили дары мира, воссоздали их, но они тоже были созданы и не являются создателями мира, согласно эльфийской религии. Их текущее местоположение неизвестно, так как они не в состоянии контактировать напрямую с миром смертных. Однако эльфийские верования утверждают, что Тень, называемая «Запредельем» — священное место, и боги до сих пор заточены в «Вечном Городе», находящемся в самом сердце этого мира.
Эльгархан, - Отец Всего, представлен богом отцовства и мести, и возглавляет пантеон вместе с Митал. Он был первым богом эльфом, рождённым Солнцем и Землёй. Большинство эльфов взывает к Эльгархану, когда им нужно что-то разрушить.
Митал, - защитница, покровительница материнства и справедливости. Возглавляет пантеон с Эльгахраном. Эльфы молятся Митал, когда нуждаются в её защите.
Фалон’Дин — эльфийский бог смерти и удачи, а также страж. Он и его брат-близнец Диртамен — старшие дети Эльгархана и Митал — были неразлучны с рождения. Впервые они разлучились после того, как Фалон'Дин наткнулся на старую и больную олениху — он взял её на руки и понёс к вечному покою по ту сторону Завесы, куда Дитрамет ступить не мог. С тех пор он начал направлять старших на пути просвещения, которые они искали в Утенере, а позже поклялся служить Проводником через Завесу для всех живых существ после их смерти. Когда эльфы стали смертными, роль Проводника приобрела особое значение.
Диртамен — брат-близнец Фалон’Дина, эльфийский бог тайн и повелитель воронов Страха и Обмана, которых ему удалось перехитрить. Диртамен даровал эльфам знания и научил их быть преданными и верными семье.
Андруил — эльфийская богиня охоты, создательница Вир Танадал — Пути Трёх Деревьев. Любимые животные Андруил — заяц и ястреб. Она покровительствует животным и научила эльфов относиться к ним с уважением.
Силейз Хранительница Очага — сестра Андруил Охотницы. Силейз дала эльфам огонь, научила их плести верёвки и нити и как использовать травы и магию в лечебных целях. В то время, как Андруил любила бродить по лесам с дикими зверями и птицами, Силейз предпочитала не покидать свой дом-дерево, развлекая себя песнями и изящными искусствами. Её путь называется Вир Атиш'ан.
Джун — эльфийский Повелитель Ремёсел, и брат Андруил и Силейз. Он научил эльфов делать все необходимые вещи и использовал уроки Силейз, чтобы обучить эльфов делать луки для охоты на дары Андруил. В легендах говорится, что до того, как Силейз научила эльфов использовать огонь, а Джун научил их мастерить луки и ножи, эльфы бесцельно скитались в лесах, ели только ягоды и орехи, которые могли найти, а по ночам тряслись от холода. Также говорится, что Джун создал себя сам.
Гиланнайн называют Матерью Галл — существ, похожих на белых оленей, почитаемых долийцами и используемых для передвижения на их аравелах, «наземных кораблях» — и богиней навигации. К ней обращаются, когда желают быстрой дороги.
Фен’Харел, также известный как Ужасный Волк — Лорд Обмана и ночных кошмаров. Его обман и добрых Богов, и Забытых — единственное объяснение разрушения Арлатана. Статуи Фен’Харела стоят в стороне от Долийцев и отвернуты, как напоминание, что Долийцы всегда должны быть настороже.
Известные долийские кланы
Клан Сабре
На момент начала Пятого Мора клан, возглавляемый хранительницей Маретари, стоял лагерем в ферелденском лесу Бресилиан, недалеко от загадочных руин, в которых двое охотников обнаружили Элувиан — магическое зеркало времен Арлатана. Оба охотника заразились скверной, и после их потери клан отправился прочь из Ферелдена за море, в Вольную Марку. Во время этого путешествия погибли все галла клана, из-за чего долийцами пришлось оставаться у подножия Расколотой горы, что неподалёку от Киркволла, вплоть до 9:37 года Века Дракона. Также в 9:31 году Века Дракона Мерриль, Первая Маретари, была изгнана из клана за изучение магии крови, с помощью которой она пыталась починить Элувиан, который нашли в руинах Тамлен и Махариэль.
Хранительница Маретари вселила в себя демона гордыни Отвагу, пойманного в ловушку в одной из пещер Расколотой горы. Её целью было не дать демону завладеть Мерриль, которая в конечном итоге, по мнения Маретари, обязательно обратилась бы к нему за помощью. Когда Хранительница полностью теряет контроль над своим телом, Хоуку приходится её убить. Произошедшее не удаётся скрыть от клана, и они, подталкиваемые жаждой мести, потребовал выдать им Мерриль. Защитнику Киркволла не удалось убедить их, что местью ничего не исправить, потому клан напал на отряд Хоука и был полностью уничтожен.
Клан Ралаферин
Ралаферин был влиятельным лордом в эльфийском Халамширале. Члены ныне существующего клана Ралаферин считают себя его потомками. Этот клан известен по всему Тедасу благодаря готовности бывшего Хранителя Гишареля делиться знаниями долийцев с учёными других рас.
Когда в 9:41 году Века Дракона смерть Верховной Жрицы Джустинии V и появление Бреши побудили реставрировать Инквизицию, двое членов клана Ралаферин присоединились к ней в качестве агентов.
- Клан Алерион
- Клан Лавеллан
- Клан Вёрнен